Веков связующая нить

«ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ: ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В БИБЛИОТЕКЕ»

1

               

«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета,

достойно завоеванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своем культурном прошлом, о наших

памятниках, литературе, языке, живописи...»

Д. Лихачев


В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

Эти изменения имеют огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Само понятие «традиционная народная культура» используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость приобщения к ней населения.

Одним из основных направлений работы библиотек в настоящее время является краеведение. Библиотекари проводят большую исследовательскую работу по изучению истории сел и деревень, осуществляют сбор разнообразных фактов, способствующих воссозданию истории родного края. Тесно увязана с темой краеведения работа по продвижению к читателям, населению традиционной народной культуры — праздников, обрядов, фольклора, народного искусства.

Библиотекари должны понимать, что без знания истории края, своих корней, народного творчества рушится преемственность поколений. Большинство библиотек постоянно занимаются темой сохранения традиционной народной культуры, особенно региональной и местной.

Основными задачами библиотек в этом направлении является: расширение охвата населения культурными услугами; увеличение посещаемости культурных мероприятий; сохранение и развитие культурно — исторических традиций; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Перед библиотеками стоит задача — научить читателей, особенно читателей-детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. На занятиях по народной культуре библиотекари могут показать, как использовались предметы народного быта, как жили люди среди этих предметов, как они мастерили вещи, которыми себя окружали. На различных мероприятиях дети знакомятся с традиционной русской культурой на примере вышивки, ткачества, плетения из лозы, ее назначением и связью с природой, бытом.

Необходимым условием погружения читателей в среду того времени является использование местного фольклорного материала (пословицы, потешки, загадки, игры), что, несомненно, расширяет их кругозор. По возможности на такие мероприятия приглашают мастеров, бабушек, которые умеют петь народные песни.

Вся эта работа оживляет содержание библиотечной деятельности, сближает работников культуры, привлекает внимание населения и читателей, помогает им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. В библиотеки, где оформлены мини-музеи, выставки народного творчества, проходят праздники, вечера, посиделки с удовольствием и интересом приходят люди. В ходе таких мероприятий молодое поколение наглядно перенимает народные традиции и обряды, в библиотеки приходят новые читатели. А самое главное — в библиотеках сохраняются произведения народного творчества, старинные бытовые предметы, которые помогают людям не забыть свои корни, знать историю своей деревни, села.

С тех пор, как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, воды утекло немало. Не каждый нынче знает, что посиделки на Руси начинались зимой. Женщины пряли, ткали, девушки шили приданое. «Жужжали» прялки, лилась протяжная песня...

Рекомендуется приглашать читателей и их семьи на подобные посиделки, часы русского фольклора, вечера, встречи, праздники с возможными названиями:

  • «Живая связь времен»
  • «Что пели наши бабушки»
  • «Чудо рождественской ночи»
  • «Русская старинная, румяная да блинная»
  • «Во поле береза стояла»
  • «В старину бывало так...»

В старину под словом «досуг» понимали, прежде всего, умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях люди сами делали необходимые им в быту вещи — утварь, орудия труда, шили одежду и т.д.

Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна. Сегодня библиотека — активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом. В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработкой материалов.

В библиотеке оформляются книжные выставки, проводятся обзоры, беседы, например:

· «Забытые умения и ремесла»,

· «Изделия из дерева»,

· «Изготовления корзин»,

· «Народные художественные промыслы»,

· «Игрушечных дел мастера».

Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, к тому же можно использовать показ самого изделия, что привлекает внимание читателя.

Если есть возможность, то можно организовать выставки поделок местных мастеров:

· «Умелые руки не знают скуки»

· «Сувениры своими руками»

· «Вышивка — чудо рук человеческих»

Г. Н. Волков считал, что «путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание». С этой целью в библиотеках традиционно проводятся беседы-концерты, посвящённые народной песне, народные праздники и обряды, дни народной музыки, фольклорные конкурсы, народные хоры и ансамбли, кружки сольного пения в народной манере, фольклорно-игровые практикумы, фольклорные клубы и объединения и т. д.

Библиотеки становятся участниками процесса возрождения духовного начала, традиций русского народа, создателями летописи народной жизни, национальных традиций в регионе.

Основными задачами библиотек в этом направлении является:

— увеличение охвата населения культурными услугами;

— повышение роста посещаемости культурных мероприятий;

— возрождение, сохранение и развитие культурно-исторических традиций;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества.

Необходимо выделить основные направления деятельности библиотек по сохранению и возрождению традиций народной художественной культуры:

— создание при библиотеках мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

— проведение в библиотеках совместно с клубными работниками традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при библиотеках клубов по интересам;

— организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в библиотеках;

— организация и оформление, как в библиотеках, так и за их пределами, выставок народного творчества.

— организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры.

Важную роль в работе библиотек занимает пропаганда народных традиций, праздников, фольклора — народных праздников, обрядов.

Перед библиотеками стоит задача научить пользователей чувствовать и воспринимать всю красоту и гармонию народных произведений искусства, предметов народного быта.

Вся работа современных библиотек должна базироваться на определённой перспективе, на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе или в новой информации, но и сохраняла и возрождала традиции народной культуры.

Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней — это одна из важнейших задач современной библиотеки. Возрождение фольклорных народных обычаев, обрядов и праздников — актуальная проблема современности, которой библиотеки всегда уделяли, и будут уделять особое внимание.

Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя важную просветительскую и гражданскую функцию, должны выступать проповедниками идей возрождения и сохранения традиций народной культуры. Библиотека — одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания и пропаганды народной культуры. Она может стать местом встречи, интеграции и сосуществования представителей различных культур, вероисповеданий и национальностей, «полигоном» по возрождению и распространению народной культуры.

Ресурсы современных библиотек, чья деятельность связана с оказанием услуг населению, представляют собой значительный обобщённый социальный опыт, накопленный человечеством.

Таким образом, обращение к глубинным пластам народной художественной культуры, восстановление сложившихся веками её социально-культурных функций, обусловлено необходимостью возрождения национального духовного менталитета россиян путём деятельности библиотек.

Библиографический список:

1. Акилина М. И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. — 2001. — № 2. — С. 13–19

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.

3. Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры : учеб. пос. — Белгород, 2003.

4. Виноградов, Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г.С.Виноградов. — Москва, 2009. — 896 с.

5. Захарченко, М.В. Народная традиционная культура в системе образования // Философия педагогики. —

6. URL: http: // www.portal-slovo.ru

7. URL: http: // www.zpu-journal.ru / e-zpu / 2009 / 4 / Kostina

8. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996.